Высокая сенсорная чувствительность. Сенсорный мир аутистов или гиперчувствительность!!! Передача и преобразование сигналов

Сенсорный мир обычного человека.

Чтобы функционировать и участвовать в окружающем нас мире, мы должны использовать наши чувства. Эти чувства предоставляют людям уникальный опыт, и позволяют нам взаимодействовать друг с другом и участвовать в различных событиях. Они помогают нам понимать, что нас окружает, и реагировать на это. Они играют значительную роль в определении того, как мы должны вести себя в той или иной ситуации. Представьте на секунду, что произойдет, когда одно или все ваши чувства вообще пропадут, либо станут настолько сильными, что нашему организму и мозгу просто невыносимо будет переносить такую нагрузку.Для примера: представьте, что у вас пропал слух.Либо наоборот: звуки стали настолько резкими и громкими, что это причинят нам невыносимые страдания. Такое явление называют дисфункцией сенсорной интеграции. Именно это происходит со многими людьми в спектре аутизма, а также других заболеваний, включающих в себя синдром Задержки психического развития.

Сенсорный мир аутизма.

Именно дисфункцией сенсорной интеграции объясняется «странное» поведение человека с аутизмом: стереотипии, ритуалы, самостимуляция, аутоагрессия, эхолалия.С помощью такой «защиты» аутист всего лишь старается снизить болезненно-травмирующие ощущения, успокоить себя, почувствовать контроль над ситуацией и обрести безопасность в своём уникальном мире….
Вот фраза человека с аутизмом, наиболее точно характеризующая его ощущения:

«Когда у меня сенсорная перегрузка, то я просто «отключаюсь»; начинается то, что называется фрагментацией…….это очень странно, всё равно, что пытаться смотреть 40 каналов по телевизору одновременно».

Или вот, например, мой сын: когда он попадает в место, где много знакомых и незнакомых людей, будь то магазин, рынок, поликлиника, чей-то день рождения, он включает свою «защиту» от чрезмерного сенсорного воздействия несколькими способами.Либо он «уходит в себя», и когда он в таком состоянии «чрезмерной задумчивости», до него очень трудно достучаться; либо использует более «щадящий» способ-садится за компьютер или играет в игры на сотовом телефоне….Конечно «справляться» он научился не сразу.Сначала были жуткие истерики, невозможно было завести его в магазин, пойти с ним в гости, присутствовать на утреннике в детсаду и.т.п., но он всё же «интегрировался»в общество, но сообразно своим личностным особенностям.Ну и по мере его роста и развития он уже взаимодействует с людьми всё больше и больше и «отключения» бывают намного реже.

Сенсорная интеграция

Айрес (1979, в Smith Myles et al, 2000) определяет сенсорную интеграцию как «организацию ощущений для дальнейшего использования». Этот процесс включает превращение ощущений в восприятие.
Центральная нервная система (мозг) перерабатывает всю сенсорную информацию, которую посылают различные сенсорные системы организма и помогает организовать, приоритизировать и понять эту информацию. Основываясь на этом, она также способна на ответную реакцию: это могут быть мысли, чувства, моторный ответ (поведение) или комбинация всего вышеперечисленного. Во всем нашем организме присутствуют рецепторы, которые реагируют на сенсорные стимулы. Наши руки и стопы содержат больше всего таких рецепторов. В большинстве случаев переработка сенсорной информации происходит автоматически.
Сенсорные системы можно разделить на шесть областей. Трудности в каждой из них из них можно разделить на две части: очень высокая (ОВЧ) и очень низкая чувствительность (ОНЧ). Тем не менее, важно помнить, что отличия/проблемы некоторых людей могут включать и очень высокую и очень низкую сенсорную чувствительность одновременно.Итак, рассмотрим отдельно каждую область сенсорной системы, а также узнаем, какого рода дисфункции испытывает человек с аутизмом в каждой из этих систем.

Баланс (вестибулярная система)
Она расположена во внутреннем ухе и предоставляет информацию о положении нашего тела в пространстве и его скорости, направлении и движениях по отношению к действию гравитации. Она является фундаментальной для сохранения баланса и положения тела. У человека аутичного спектра отличия/проблемы этой системы включают:

ОНЧ
- потребность раскачиваться, качаться, вращаться, бег и «мотание» туда-сюда без определённой направленности.

ОВЧ
- проблемы с деятельностью, которая связана с движением, например, с участием в спорте
- проблемы с тем, чтобы остановиться быстро или во время движения
- укачивание в машине, самолёте.
- проблемы с деятельностью, во время которой голова не смотрит прямо или ноги не стоят на земле

Ощущение собственного тела (проприоцептивная система)

Расположенная в мышцах и суставах наша проприоцептивная система сообщает нам, где находится наше тело. Она также информирует нас о том, где находится каждая часть нашего тела, и какие движения она совершает. У человека аутичного спектра отличия/проблемы этой системы включают:

ОНЧ
- чрезмерная близость – человек постоянно встает слишком близко к другим людям/плохо понимает концепцию личного телесного пространства
- проблемы с навигацией по помещению и избеганием препятствий;»натыкается» на мебель, не может достаточно опустить голову, чтобы избежать удара о ветку дерева и.т.д.
- часто сталкивается с другими людьми.

ОВЧ
- проблемы с мелкими моторными навыками и манипуляцией маленькими предметами (застегивание пуговиц, завязывание шнурков)
- двигает все тело, чтобы посмотреть на что-то, несодружественное движение руками при ходьбе.

Запах (обонятельная система)

Мы ощущаем запах при помощи химических рецепторов в носу, которые сообщают о запахах в нашем окружении. Запах – это чувство, которым часто пренебрегают, и про которое часто забывают. Тем не менее, это первое чувство, на которое мы полагаемся. У человека аутичного спектра отличия/проблемы этой системы включают:

ОНЧ
- некоторые люди вообще не чувствуют запахов, не замечают даже сильную вонь
- некоторые люди могут лизать вещи

ОВЧ
- повышенная чувствительность и сильные реакции на запахи
- проблемы с тем, чтобы воспользоваться туалетом
- неприязнь к животным и людям, которые используют духи, шампуни с сильным запахом и т. п.

Зрение (зрительная система)

Расположенное на сетчатке наших глаз и реагирующее на свет, наше зрение помогает нам различать предметы, людей, цвета, контраст и расположение в пространстве. У человека аутичного спектра отличия/проблемы этой системы включают:

ОНЧ
- могут воспринимать предметы как более темные, чем на самом деле, плохо распознают линии и очертания предметов
- некоторые могут концентрироваться на периферическом зрении, потому что зрение в центре кажется размытым; другие говорят, что предметы в центре зрения выглядят преувеличенными, а предметы на периферии – размытыми
- проблемы с восприятием глубины – трудности с тем, чтобы бросать и ловить предметы, неуклюжесть

ОВЧ
- случаи искаженного зрительного восприятия, кажется, что предметы и яркий свет «скачут» вокруг,»режут» глаза.
- фрагментация зрительных образов вследствие слишком большого количества источников
- фокусирование на мелких деталях (например, песчинках) кажется более приятным, чем рассматривание картины в целом

Слух (слуховая система)

Расположенная во внутреннем ухе, эта система информирует нас о звуках в окружающем мире. Это наиболее широко известный аспект сенсорных нарушений. У человека аутичного спектра отличия/проблемы этой системы включают:

ОНЧ
- только одно ухо слышит звуки, другое ухо слышит только частично или вообще не слышит
- человек не распознает определенные звуки
- наслаждается шумными местами, кухнями, специально стучит дверью или предметами

ОВЧ
- громкость шума преувеличивается, окружающие звуки воспринимаются как искаженные и спутанные
- неспособность «отключаться» от окружающего шума – трудности с концентрацией
- у некоторых пониженный порог слышимости, что делает их крайне чувствительными к слуховой стимуляции, например, они могут прекрасно расслышать разговор на большом расстоянии
Подобные слуховые ограничения могут непосредственно влиять на способность к коммуникации, а также сохранение баланса.

Прикосновение (тактильная система)

Расположенная в коже, самом большом органе тела, эта система распознает прикосновения, виды давления, уровень боли и помогает различать температуру (горячо или холодно).
Прикосновения являются значимым компонентом социального развития. Они помогают нам оценить окружающую среду, в которой мы находимся, и помогают нам реагировать соответственно. У человека аутичного спектра отличия/проблемы этой системы включают:

ОНЧ
- сильно сжимает других людей
- очень высокий порог боли – плохо чувствует температуру/боль
- практикует самоповреждения (аутоагрессия)
- получает удовольствие, если на нем лежат тяжелые вещи

ОВЧ
- прикосновения могут быть болезненными или дискомфортными, часто это приводит к полному избеганию любых прикосновений, что может оказать разрушительное влияние на отношения с другими людьми
- не любит надевать что-либо на руки или стопы
- проблемы с расчесыванием и мытьем головы
- предпочитает строго определенные виды одежды или ткани

«Каждый раз, когда ко мне прикасаются, мне больно; кажется, что все мое тело охватывает огонь», - Gillingham, G. (1995). p. 3

Вкус (вкусовая система)

С помощью химических рецепторов в языке эта система сообщает нам о различных вкусах – сладком, кислом, горьком, соленом и остром. Люди часто начинают сильно ограничивать себя в питании, если их вкусовые сосочки слишком чувствительны. У человека аутичного спектра отличия/проблемы этой системы включают:

ОНЧ
- любит очень острую еду
- ест буквально все – землю, траву, ткань, зубную пасту и.т.п.

ОВЧ
- некоторые виды вкуса и продукты воспринимаются как слишком интенсивные и невыносимые
- определенная структура еды вызывает дискомфорт, некоторые дети соглашаются есть только совсем мягкую еду, например, картофельное пюре или мороженое

Дополнительные сенсорные трудности

Синестезия

Это редкое состояние, не связанное с аутизмом, однако некоторые люди аутичного спектра сообщают о подобном опыте. Синестезия означает, что происходит путаница между различными сенсорными каналами информации. Сенсорный опыт из одной системы обрабатывается другой системой. Например, человек слышит звук (слуховая система), но в результате видит цвет (зрительная система).

Стратегии помощи.

Лучшее понимание сенсорного мира людей аутичного спектра позволяет помочь им в создании более комфортабельной окружающей среды и избежать сенсорных перегрузок.
Помните, что причиной той или иной проблемы может быть сенсорная дисфункция, и всегда изучайте окружающую среду.
Используйте свое воображение, чтобы придумать позитивный сенсорный опыт и/или стратегии.
Всегда предупреждайте о возможных сенсорных стимулах, с которыми ваш ребёнок может столкнуться, например, о громких людных местах.

Сенсорная интеграционная терапия

Сенсорная интеграционная терапия включает мягкие контакты с различными сенсорными стимулами. Цель этой терапии – усилить, сбалансировать и развить обработку сенсорных стимулов центральной нервной системой.

Интеграционые занятия и идеи для вестибулярной системы

Поощряйте занятия, которые способствуют развитию вестибулярной системы – лошади-качалки, качели, карусель и кресла-качалки, иппотерапия.

Разделяйте деятельность на маленькие шаги, используйте визуальные подсказки для обозначения финишной линии (напр. цветной скотч) или поощрения.

Идеи для проприоцептивной системы

При низкой сенсорной чувствительности.
- размещайте мебель у стены комнаты, чтобы сделать навигацию проще
- обозначайте границы с помощью яркого скотча на полу
- прививайте правило «вытянутой руки» для других людей

При высокой сенсорной чувствительности.
Все виды занятий для развития мелкой моторики, любой вид рукоделия, бисероплетение, рисование и раскрашивание.Обязательное изучение материалов различной фактуры.

Идеи для обонятельной системы

При низкой сенсорной чувствительности.

Применение веществ с сильными запахами в качестве награды или переключения внимания от неприемлемых обонятельных стимулов
-ароматерапия.

При высокой сенсорной чувствительности.
- использование чистящих средств и шампуней без запаха, отказ от ношения духов, избавление окружающей среды от запаха по мере возможностей

Идеи для зрительной системы

При низкой сенсорной чувствительности.

Увеличивайте применение визуальной стимуляции, терапия Снузьелен.

При высокой сенсорной чувствительности.
- избегайте флуоресцентных ламп, используя вместо них окрашенные лампы
- солнцезащитные очки
- создайте огороженное рабочее место в классе: пространство или парту с высокими стенками или ширмами по обеим сторонам, чтобы блокировать лишнюю визуальную стимуляцию спереди и по бокам
- используйте непроницаемые шторы

Идеи для слуховой системы
Музыкальная терапия.Метод Томатис.
Преимущества музыкальной терапии были заново открыты, и она часто применяется для людей аутичного спектра. Музыкальная терапия предоставляет уникальные возможности для коммуникации, общения и самовыражения.

При низкой сенсорной чувствительности.
- закрывайте двери и окна, чтобы уменьшить внешние звуки
- готовьте ребёнка к тому, что придется посетить шумное или людное место
- беруши
- аудиоплеер
- создание огороженного рабочего места

При высокой сенсорной чувствительности.
- сопровождайте любые действия визуальными подсказками: предметами, карточками, игрушками.

Идеи для тактильной системы

При низкой сенсорной чувствительности.
- тяжелые одеяла, спальные мешки, массажные коврики, растирание жёсткой мочалкой, развитие мелкой моторики, работа с материалами разной фактуры и плотности.

При высокой сенсорной чувствительности.
- всегда предупреждайте ребенка, что вы собираетесь прикоснуться к нему, приближайтесь к нему только спереди
- помните, что объятия могут быть скорее болезненными, чем утешающими
- постепенно знакомьте ребенка с различными текстурами – приготовьте для этого коробку с материалами
- учите ребенка самостоятельным действиям, позволяющим регулировать чувствительность (например, при расчесывании волос и мытье)

Некоторые виды сенсорных нарушений, их причины и примерные способы преодоления этих проблем.

Слишком разборчивый едок – гиперчувствительность к вкусу или текстуре еды, возможно, неспособность чувствовать еду во рту – постепенное знакомство с ощущениями от разной текстуры во рту, например, фланель, зубная щетка, еда; используйте маленькие порции, меняйте текстуру еды. Поощряйте занятия, в которых участвует рот, например, свистки, мыльные пузыри, рисование соломинкой.

Жует все подряд, включая одежду и предметы – возможно, находит это расслабляющим, получает удовольствие от тактильных ощущений – соломинки, жевательные кольца без латекса, твердые жевательные резинки (охлажденные в холодильнике).

Отказывается носить определенную одежду – не нравится определенная структура или давление на кожу, выворачивает одежду наизнанку, чтобы избежать швов – удалите любые ярлыки или наклейки, позволяйте носить только ту одежду, в которой он чувствует себя комфортно.

Трудности с засыпанием – возможно, трудно отгородится от ощущений, особенно зрительных и слуховых – используете непросвечивающие шторы, позвольте ребенку слушать музыку для блокировки внешних звуков, используйте тяжелые одеяла.

Не может сосредоточиться в классе – возможно, слишком много сенсорных ощущений: слишком шумно (разговоры, звонок, скрип стульев о пол), много визуальных стимулов (люди, картины на стенах), может быть трудно держать карандаш или ручку (слишком твердое/холодное) – отсадите ребенка подальше от дверей и окон, используйте мебель для создания зоны, свободной от отвлекающих стимулов или, если возможно, индивидуальное рабочее место, попробуйте различные текстуры, чтобы сделать карандаш или ручку более комфортабельными.

Неуклюж, не может правильно обогнуть предмет, человека-это низкая чувствительность проприоцептивной сенсорной системы и баланса. Рекомендованы занятия: подвижные игры - прыжки со скакалкой, плавание, иппотерапия, игры в которых нужно удерживать равновесие (велосипед, самокат, коньки и др.), игра с мячом, раскачивание, скольжение, игры лежа на животе с опорой на локти, кидание предметов,.

  • Ощущение: свойства, характеристики, функции, виды.
  • Сенсорная адаптация и взаимодействие ощущений. Чувствительность, ее динамика и способы измерения.
  • Восприятие: определение, свойства, функции, виды.
  • Теории восприятия. Методы изучения восприятия.
  • Внимание: понятие, виды, свойства. Развитие внимания.
  • Методы изучения и методики диагностики внимания.
  • Память как психический процесс. Теории памяти.
  • Память: виды, типы, формы, функции. Индивидуальные особенности памяти и ее развитие.
  • Процессы памяти. Методы изучения памяти.
  • Мышление как психический процесс: виды, формы, операции.
  • Мышление и речь. Развитие мышления.
  • Теории мышления. Экспериментальные исследования мышления.
  • Интеллект: определение и модели. Методы диагностики интеллекта.
  • Воображение: определение, виды, механизмы. Индивидуальные особенности и развитие воображения.
  • Воображение и творчество. Методы изучения креативности личности.
  • Эмоции, чувства, психические состояния. Теории эмоций.
  • Функциональные состояния организма и психики.
  • Эмоциональный стресс. Регуляция эмоциональных состояний.
  • Воля. Произвольная регуляция деятельности и поведения человека.
  • Мотивационная сфера личности и ее развитие. Теории мотивации.
  • Классификация мотивов и потребностей. Методы изучения мотивации.
  • Методология экспериментального изучения личности.
  • Психодинамическое направление в исследовании личности (з.Фрейд, к.Г.Юнг, а.Адлер).
  • Диспозициональная теория личности (г.Оллпорт).
  • Факторный подход к исследованию личности. Структурная теория черт личности (р.Кеттелл).
  • Типологический подход к исследованию личности (г.Айзенк).
  • Социально-когнитивное направление в исследовании личности (а.Бандура, Дж.Роттер).
  • Гуманистическое направление в исследовании личности (а.Маслоу, к.Роджерс).
  • Понятие социального характера в работах э.Фромма.
  • Исследования личности в отечественной психологии (б.Г.Ананьев, л.И.Божович, а.Н.Леонтьев, в.Н.Мясищев, с.Л.Рубинштейн, д.Н.Узнадзе).
  • Психологические характеристики темперамента. Современные модели темперамента.
  • Характер, его структура и методы изучения. Формирование характера.
  • Акцентуации характера. Классификации типов акцентуаций характера (к. Леонгард, а.Е.Личко).
  • Способности и задатки. Виды и уровни развития способностей. Методы диагностики способностей.
  • Психология развития и возрастная психология
  • Предмет, отрасли и задачи возрастной психологии. Методы исследования в возрастной психологии.
  • Условия и движущие силы психического развития. Проблема соотношения обучения и психического развития (э.Торндайк, ж.Пиаже, к.Коффка, л.С.Выготский).
  • Операциональная теория интеллектуального развития ж.Пиаже.
  • Эпигенетическая теория психосоциального развития э.Эриксона.
  • Теория психического развития л.С.Выготского, д.Б.Эльконина.
  • Психическое развитие в раннем детстве (младенчество и собственно раннее детство).
  • Психическое развитие в дошкольном возрасте. Психологическая готовность к школьному обучению.
  • Психическое развитие в младшем школьном возрасте. Самооценка и социальные мотивы младшего школьника.
  • Потенциальная кризисность подросткового возраста. Личностное развитие в подростковом и раннем юношеском возрасте.
  • Особенности психического развития в периоды зрелости (ш.Бюлер, э.Эриксон).
  • Социальная психология
  • Предмет и задачи социальной психологии. Специфика социально-психологических исследований.
  • Атрибутивные процессы. Фундаментальная ошибка атрибуции.
  • Социальные установки. Пути формирования убеждений.
  • Взаимосвязь социального поведения и установок.
  • Конформизм: классические эксперименты. Виды конформизма, факторы проявления.
  • Агрессия: факторы возникновения и ослабления. Теории агрессии.
  • Эмоциональные аспекты межличностных отношений: дружба, любовь, привязанность. Межличностная аттракция.
  • Альтруизм: личностные и ситуационные влияния. Теории альтруизма.
  • Предрассудки в социальных отношениях: предпосылки возникновения и последствия.
  • Группа как объект социально-психологических исследований. Групповые процессы.
  • Виды, функции, причины и динамика конфликта. Стратегии и методы разрешения конфликтов.
  • Общение: структура, виды, функции, средства. Развитие коммуникативной компетентности субъекта деятельности.
  • Педагогическая психология
  • Предмет, задачи, методы педагогической психологии. Основные проблемы педагогической психологии.
  • Психологическая структура деятельности субъектов образовательного процесса. Сравнительный анализ компонентов учения и обучения.
  • Развитие мотивации учебной деятельности школьников и студентов.
  • Основные дидактические принципы развивающего обучения л.В.Занкова.
  • Теория развивающего обучения д.Б.Эльконина - в.В.Давыдова.
  • Теория поэтапного формирования умственных действий п.Я.Гальперина.
  • Концепция проблемного обучения а.М.Матюшкина.
  • Теория знаково-контекстного обучения а.А.Вербицкого.
  • Развитие профессиональной деятельности педагога. Психологические требования к личности педагога.
  • Формы и методы организации учебной деятельности. Активные методы обучения.
  • Методика преподавания психологии
  • Предмет, цели и задачи курса «Методика преподавания психологии».
  • Виды лекций. Особенности проблемной лекции.
  • Особенности организации семинарских и практических занятий в курсе психологии.
  • Игровые и тренинговые формы организации обучения психологии.
  • Организация самостоятельной работы студентов.
  • Формы и методы контроля знаний в обучении психологии.
  • Педагогические технологии контекстного обучения в преподавании психологии.
  • Технические средства в обучении психологии. Проблемы компьютеризации обучения.
    1. Сенсорная адаптация и взаимодействие ощущений. Чувствительность, ее динамика и способы измерения.

    Говоря о свойствах ощущений, мы не можем не остановиться на ряде явлений, связанных с ощущениями. Было бы неправильно полагать, что абсолютная и относительная чувствительность остаются неизменными и их пороги выражаются в постоянных числах. Как показывают исследования, чувствительность может меняться в очень больших пределах. Например, в темноте наше зрение обостряется, а при сильном освещении его чувствительность снижается. Это можно наблюдать, когда из темной комнаты переходишь на свет или из ярко освещенного помещения в темноту. В обоих случаях человек временно «слепнет», требуется некоторое время, чтобы глаза приспособились к яркому освещению или темноте. Это говорит о том, что в зависимости от окружающей обстановки (освещенности) зрительная чувствительность человека резко меняется. Как показали исследования, это изменение очень велико и чувствительность глаза в темноте обостряется в 200 000 раз.

    Описанные изменения чувствительности, зависящие от условий среды, связаны с явлением сенсорной адаптации. Сенсорной адаптацией называется изменение чувствительности, происходящее вследствие приспособления органа чувств к действующим на него раздражителям. Как правило, адаптация выражается в том, что при действии на органы чувств достаточно сильных раздражителей чувствительность уменьшается, а при действии слабых раздражителей или при отсутствии раздражителя чувствительность увеличивается.

    Такое изменение чувствительности не происходит сразу, а требует известного времени. Причем временные характеристики этого процесса неодинаковы для разных органов чувств. Так, для того чтобы зрение в темной комнате приобрело нужную чувствительность, должно пройти около 30 мин. Лишь после этого человек приобретает способность хорошо ориентироваться в темноте. Адаптация слуховых органов идет гораздо быстрее. Слух человека адаптируется к окружающему фону уже через 15 с. Так же быстро происходит изменение чувствительности у осязания (слабое прикосновение к коже перестает восприниматься уже через несколько секунд).

    Достаточно хорошо известны явления тепловой адаптации (привыкание к изменению температуры окружающей среды). Однако эти явления выражены отчетливо лишь в среднем диапазоне, и привыкание к сильному холоду или сильной жаре, так же как и к болевым раздражителям, почти не встречается. Известны и явления адаптации к запахам.

    Адаптация наших ощущений главным образом зависит от процессов, происходящих в самом рецепторе. Так, например, под влиянием света разлагается (выцветает) зрительный пурпур, находящийся в палочках сетчатки глаза. В темноте же, напротив, зрительный пурпур восстанавливается, что приводит к повышению чувствительности. Однако явление адаптации связано и с процессами, протекающими в центральных отделах анализаторов, в частности с изменением возбудимости нервных центров. При длительном раздражении кора головного мозга отвечает внутренним охранительным торможением, снижающим чувствительность. Развитие торможения вызывает усиленное возбуждение других очагов, способствуя повышению чувствительности в новых условиях. В целом, адаптация является важным процессом, указывающим на большую пластичность организма в его приспособлении к условиям среды.

    Все виды ощущений не изолированы друг от друга, поэтому интенсивность ощущений зависит не только от силы раздражителя и уровня адаптации рецептора, но и от раздражителей, воздействующих в данный момент на другие органы чувств. Изменение чувствительности анализатора под влиянием раздражения других органов чувств называется взаимодействием ощущений.

    Следует различать два вида взаимодействия ощущений: 1) взаимодействие между ощущениями одного вида и 2) взаимодействие между ощущениями различных видов.

    Взаимодействия между ощущениями разных видов можно проиллюстрировать исследованиями академика П. П. Лазарева, который установил, что освещение глаз делает слышимые звуки более громкими. Аналогичные результаты были получены профессором С. В. Кравковым. Он установил, что ни один орган чувств не может работать, не оказывая влияния на функционирование других органов. Так, оказалось, что звуковое раздражение (например, свист) может обострить работу зрительного ощущения, повысив его чувствительность к световым раздражителям. Аналогичным образом влияют и некоторые запахи, повышая или понижая световую и слуховую чувствительность. Все наши анализаторные системы способны в большей или меньшей мере влиять друг на друга. При этом взаимодействие ощущений, как и адаптация, проявляется в двух противоположных процессах - повышении и понижении чувствительности. Общая закономерность состоит в том, что слабые раздражители повышают, а сильные - понижают чувствительность анализаторов при их взаимодействии.

    Аналогичную картину можно наблюдать при взаимодействии ощущений одного вида. Например, какую-либо точку в темноте легче увидеть на светлом фоне. В качестве примера взаимодействия зрительных ощущений можно привести явление контраста, выражающееся в том, что цвет изменяется в противоположную сторону по отношению к окружающим его цветам. Например, серый цвет на белом фоне будет выглядеть темнее, а в окружении черного цвета - светлее.

    Все свойства ощущений отражают качественные характеристики ощущений. Однако не менее важное значение имеют количественные параметры, иначе говоря, степень чувствительности. Различают два вида чувствительности: абсолютную чувствительность и чувствительность к различию. Под абсолютной чувствительностью подразумевают способность ощущать слабые раздражители, а под чувствительностью к различию - способность ощущать слабые различия между раздражителями. Однако не всякое раздражение вызывает ощущение. Мы не слышим тиканья часов, находящихся в другой комнате. Мы не видим звезд шестой величины. Для того чтобы ощущение возникло, сила раздражения должна иметь определенную величину. Минимальная величина раздражителя, при котором впервые возникает ощущение, называется абсолютным порогом ощущения. Раздражители, сила действия которых лежит ниже абсолютного порога ощущения, не дают ощущений.

    Величину стимула, при которой начинается ощущение, Фехнер назвал нижним абсолютным порогом. Абсолютные пороги – верхний и нижний – определяют границы доступного нашему восприятию окружающего мира. Величина абсолютного порога характеризует абсолютную чувствительность Чем слабее раздражитель, вызывающий ощущение, тем выше чувствительность. Таким образом, абсолютная чувствительность численно равна величине, обратно пропорциональной абсолютному порогу ощущений.

    Абсолютная чувствительность анализатора в равной степени зависит как от нижнего, так и от верхнего порога ощущения. Величина абсолютных порогов, как нижнего, так и верхнего, изменяется в зависимости от разных условий: характера деятельности и возраста человека, функционального состояния рецептора, силы и длительности действия раздражения и т.д. Другая характеристика чувствительности – это чувствительность к различию. Ее еще называют относительной, или разностной.

    Г. Фехнер – сформулировал закон, называемый законом Фехнера: если интенсивность раздражений увеличивается в геометрической прогрессии, то ощущения будут расти в арифметической прогрессии. В другой формулировке этот закон звучит так: интенсивность ощущений растет пропорционально логарифму интенсивности раздражителя. Главный смысл данной закономерности заключается в том, что интенсивность ощущений возрастает не пропорционально изменению раздражителей, а гораздо медленнее.

    В результате изучения данной главы студент должен:

    знать

    • понятия сенсорного порога и сенсорной чувствительности;
    • основные методы измерения сенсорных порогов;
    • в чем заключается статистическая природа сенсорных явлений;
    • основные положения теории обнаружения сигналов;
    • основную парадигму исследования подпорогового восприятия;
    • формулировку и базовые допущения основных психофизических законов;
    • что такое психофизический оператор;

    уметь

    • соотносить классический и современный подходы к проблеме измерения сенсорных порогов и надпороговых ощущений;
    • оценивать чувствительность и положение критерия принятия решения по рабочей характеристике приемника;
    • критически оценивать факты подпорогового восприятия;

    владеть

    Базовым понятийным аппаратом классической и современной сенсорной психофизики.

    Сенсорная чувствительность и сенсорные пороги

    Закономерности обнаружения сенсорных стимулов, или сигналов, исследуются в особом разделе психологии ощущений и восприятия, который называется сенсорная психофизика.

    Сенсорная психофизика как отдельная научная дисциплина появилась даже раньше научной психологии. Ее создатель – немецкий философ Г. Т. Фехнер (1801–1887). В 1860 г. он опубликовал свой труд "Элементы психофизики", целью которого было решение проблемы, известной со времен работ французского философа, жившего в первой половине XVII в., Р. Декарта (1596–1650). Эта проблема, получившая название психофизической, относится к вопросу о том, в каких отношениях находятся явления физического, материального и духовного миров. Философы на протяжении двух столетий по-разному исследовали данную проблему, но только Г. Т. Фехнер задумал ее научное решение.

    На пути разработки большой психофизики, которая собственно и должна была описать законы соотношения духовного и материального, Г. Т. Фехнер в качестве более простой задачи выдвинул идею построения частного знания, которое он обозначил как малая психофизика, – касающегося соотношения души и тела. Эта проблема еще иногда называется психофизиологической. Малая, или сенсорная, психофизика должна была устанавливать количественные соотношения между физической энергией стимула, воздействующего на органы чувств человека, и величиной ощущения, которое этот стимул вызывает в его душе (сознании).

    Г. Т. Фехнер предполагал, что непосредственно в опыте сознания выразить величину ощущения невозможно. Нельзя, например, попросить человека в количественном исчислении передать воспринимаемую им громкость звука или степень ясности зрительных ощущений. Способность к ощущению – чувствительность – может быть выражена лишь косвенно, через величину сенсорного порога.

    На рис. 3.1 в наглядной форме представлено определение порога так, как оно было дано в работах Г. Т. Фехнера. Как видим, сенсорный порог S0 представляет собой некоторую критическую величину физической стимуляции, которая разделяет все стимулы на ощущаемые и неощущаемые. Стимулы, уступающие по величине значению порога, подпороговые стимулы, не могут быть восприняты ни при каких условиях, так как энергии этих стимулов недостаточно для того, чтобы вызвать ответ рецептора. Поэтому вероятность их обнаружения равна нулю. Надпороговые стимулы, т.е. те стимулы, что по своей величине оказываются больше величины порога, по мнению Г. Т. Фехнера, должны всегда и при любых обстоятельствах вызывать ощущения. Вероятность их обнаружения максимальна (100%).

    Рис. 3.1.

    Таким образом, сенсорный порог рассматривался Г. Т. Фехнером как граница в континууме физических стимулов. Чувствительность же рассматривалась как величина, обратная значению порога. Иными словами, чем выше порог, тем ниже чувствительность и, наоборот, чем ниже порог, тем выше чувствительность.

    Г. Т. Фехнер также разделил все пороги на два больших класса: 1) абсолютные и 2) разностные, или дифференциальные.

    Абсолютный порог характеризует абсолютную величину стимула, меняющую ощущение. Он бывает двух видов: нижний и верхний.

    Нижний абсолютный порог – минимальная величина стимула, доступного восприятию. Ниже этой величины стимул не воспринимается.

    Верхний абсолютный порог – максимальная величина стимула, доступного восприятию. Выше этой величины стимул не воспринимается либо воспринимается в другой модальности. Например, если увеличивать высоту звука, то при прохождении некоторой границы (обычно 16 кГц) ощущение звука исчезает, а если увеличивать громкость звука, то при превышении пороговой величины (примерно 130 дБ) ощущение не исчезнет, но превратится в болевое. Тем не менее и та и другая граница рассматриваются как верхний порог слуховых ощущений – ощущения высоты звука и его громкости.

    Разностный, или дифференциальный порог представляет собой минимальное физическое различие стимулов, вызывающее ощущение их едва заметного отличия.

    Г. Т. Фехнер не только определил понятия порога и чувствительности, но и разработал методы, позволяющие экспериментально оценивать величину сенсорного порога. Поэтому психофизика – это не только наука об ощущениях, но и наука об их измерении.

    Рассмотрим коротко три основных метода измерения сенсорных порогов.

    1. Метод минимальных изменений (метод границ). Сама процедура этого метода воспроизводит понятие порога как границы между воспринимаемыми и невоспринимаемыми стимулами. Каждая проба начинается с сигнала "Внимание", после которого предъявляется сам стимул. Задача испытуемого – ответить, ощущает или не ощущает он этот стимул (например, испытуемый может сказать: "Да, вижу", или: "Нет, ничего не слышу"). В начале опытов по измерению порога этим методом предъявляется стимул, заведомо превышающий значение порога. После того, как испытуемый его опознает, экспериментатор уменьшает значение стимула на небольшую величину (отсюда название – метод минимальных изменений). Предъявив этот "уменьшенный" стимул, экспериментатор снова спрашивает испытуемого, воспринимает ли он этот стимул теперь. Таким образом, постепенного уменьшая значения стимула, экспериментатор наблюдает изменение ответов испытуемого с положительных ("Да, вижу", "Да, слышу") на отрицательные ("Нет, не вижу", "Нет, не слышу"). При этом величиной порога считается граница, разделяющая категории ответов испытуемого (отсюда другое название этого метода – метод границ).

    Обычно нисходящее предъявление стимулов чередуется с восходящим, так как в ответах испытуемого могут присутствовать две систематические ошибки, обусловленные самой процедурой психофизических опытов, строящихся в соответствии с этим методом: ошибка ожидания и ошибка привыкания. Вследствие этих ошибок порог исчезновения ощущения, т.е. тот порог, который оценивается в нисходящих рядах, может не совпадать с порогом появления ощущения, т.е. с тем порогом, который оценивается в восходящих рядах. Чередование восходящих и нисходящих рядов позволяет сбалансировать эти ошибки, если они действительно имеют место в ответах испытуемого.

    Процедура оценки разностного порога методом минимальных изменений незначительно отличается от описанной процедуры оценки абсолютного порога.

    Первое отличие состоит в том, что каждый стимул предъявляется вместе с эталоном неизменной величины. Этот эталон предъявляется испытуемому в неизменном виде на протяжении всего эксперимента по измерению ощущения вместе с другими стимулами, величина которых меняется в нисходящем и восходящем порядке. Задача испытуемого состоит в том, чтобы оценить различие этих двух стимулов – эталона неизменной величины и переменного стимула. Вначале второй (переменный) стимул, который должен сравниваться испытуемым с заданным эталоном, заметно отличается по величине от этого эталона, затем разница постепенно сокращается, стимулы уравниваются, а потом разница начинает увеличиваться, но теперь переменный стимул уже уступает по величине эталону. В восходящих рядах используется противоположный порядок предъявления и изменения стимулов.

    Второе отличие касается ответов испытуемого: в случае измерения разностного порога испытуемому предлагается не два, а три варианта ответов: "больше", "меньше" или "равно".

    Соответственно, изменяется и процедура обработки данных. В каждом ряду оценивается верхняя граница интервала неопределенности, которая обозначает первый переход испытуемого от ответов "больше" к ответам "равно" в нисходящих рядах и первый переход от ответов "равно" к ответу "больше" в восходящих рядах, а также нижняя граница интервала неопределенности, обозначающая первый переход от ответов "равно" к ответу "меньше" в нисходящих пробах и первый переход от ответов "меньше" к ответу "равно" в восходящих рядах.

    Итак, верхняя граница интервала неопределенности – это точка, выше которой переменный стимул всегда оценивается как превосходящий эталон. Нижняя граница интервала неопределенности – это точка, ниже которой переменный стимул всегда оценивается как уступающий эталону. Середина интервала неопределенности – точка, в которой переменный стимул и эталон всегда совпадают. Она называется точкой субъективного равенства. Таким образом, интервал неопределенности состоит из двух дифференциальных порогов. Следовательно, оценив расстояние между верхней и нижней границей интервала неопределенности и разделив полученное значение на два, мы получим саму величину разностного порога. Следует, однако, иметь в виду, что в ряде случаев точка субъективного равенства отличается от самой величины используемого в эксперименте эталона в ту или иную сторону. Испытуемый может либо недооценивать, либо переоценивать эталон. Эта разница между точкой субъективного равенства и величиной эталона называется константной ошибкой.

    Также обратим внимание, что величина и абсолютного, и разностного порогов устанавливается статистически в ходе оценки большого числа экспериментальных данных. Иными словами, необходимо учесть, что в каждом ряду значение порога может быть отличным от того, что было отмечено в других рядах. Для более или менее точной оценки порога методом минимальных изменений требуется, как правило, не менее 10 нисходящих и 10 восходящих рядов. Данные, полученные для каждого ряда, усредняются.

    2. Метод установки (метод средней ошибки) отличается тем, что испытуемый сам устанавливает значение порога в ходе эксперимента (отсюда первое название этого метода). Более удобным этот метод оказывается при оценке разностного порога. Если возникает необходимость измерить абсолютный порог, этот метод применять не рекомендуется: считается, что тогда мы получим не сам абсолютный порог, а лишь величину, которая будет пропорциональна значению абсолютного порога.

    При оценке разностного порога испытуемому предъявляется эталонный стимул и стимул, величину которого он может изменять самостоятельно. Как правило, изменение стимула может происходить только в одну сторону – сторону уменьшения или увеличения. Задача испытуемого – подровнять переменный стимул под эталон. Обнаруживаемая при этом физическая разница стимулов принимается за величину разностного порога.

    Отсюда появляется второе название этого метода –метод средней ошибки.

    Понятно, что, как и в случае метода минимальных изменений, для оценки порога используют результаты не одного, а множества сравнений стимулов, поскольку получаемый в каждой пробе результат может оказаться следствием разнообразных случайных ошибок испытуемого и, следовательно, будет опять же различаться от пробы к пробе. Таким образом, величина оцениваемого порога является результатом усреднения многочисленных экспериментальных проб, как правило от 20 до 200. Иными словами, здесь так же, как и в случае метода минимальных изменений, величина порога устанавливается статистически.

    3. Метод констант (метод постоянных раздражителей, метод истинных и ложных случаев, метод частот) считается самым точным и надежным методом измерения порогов. В то же время он отличается несколько большей трудоемкостью и в плане организации самой процедуры эксперимента, и в плане обработки данных.

    Этот метод можно применять для оценки как абсолютного, так и разностного порогов. Рассмотрим вариант, который используется для оценки абсолютного порога.

    Испытуемому в ходе всего эксперимента предъявляются стимулы, как правило их 5–7, из одного и того же заранее определенного набора (отсюда название – метод констант, или метод постоянных раздражителей). Эти стимулы должны быть близки к предполагаемому пороговому значению, они предъявляются многократно в случайно сбалансированном порядке. Задача испытуемого – та же, что и в методе минимальных изменений, – определить, чувствует или не чувствует он каждый стимул.

    Результатом эксперимента, осуществленного в соответствии с этим методом, является нахождение зависимости частоты обнаружения каждого стимула от его величины (отсюда одно из названий этого метода – метод частот). Эта зависимость получила название психофизической функции. Наглядно она может быть представлена в виде психометрической кривой (рис. 3.2).

    В теории, если опираться на само определение понятия порога (см. рис. 3.1), психофизическая функция должна бы иметь ступенчатую форму. Однако на практике ступенчатая форма психофизической кривой оказывается недостижимой, даже если измерения производятся предельно тщательно. Чаще всего наблюдается ярко выраженная S-образная зависимость между величиной стимула и вероятностью его обнаружения (рис. 3.2). Поэтому в качестве значения порога выбирают среднюю точку, которая соответствует 50%-му обнаружению стимулов. Эта точка в математической статистике называется медианой.

    Рис. 3.2.

    Таким образом, мы видим, что и этот метод предполагает использование статистических процедур оценки порога.


    Футболки, нарисованные на досках

    Когда-то у меня была футболка, которую мне очень хотелось носить. Это был сувенир из поездки на Гаваи. Цвет футболки, материал, из которой она была сделана, размер, дизайн - все было подобрано просто идеально. Это была моя любимая новая футболка. Не считая одной детали.
    У нее на воротнике была прошита крошечная нитка, которая задевала мою шею. Нитка была такой маленькой, что я не могла ее разглядеть. Я отрезала ярлычки и все заметные стежки, но эта мелкая нить никуда не делась.

    Поэтому я решила к ней просто привыкнуть. Я старалась притвориться, что этой мерзкой пластиковой нитки попросту не существует. Если она слишком мала, чтобы ее заметить, значит я могу ее игнорировать!

    Я пыталась это сделать. Я правда пыталась.

    Я надевала футболку на другую летнюю майку и старалась носить ее хотя бы раз в неделе. Материал становился мягче после каждой стирки, и из-за этого мне хотелось еще больше привязаться к этой футболке. Это была одна из самых удобных моих футболок. Ситуация была такой абсурдной - идеальная футболка за исключением одного крошечного шва.

    У меня возникло странное смешанное отношение к этой футболке. Я не хотела, чтобы нитка одержала надо мной верх. Это было очень важно. Иногда я носила футболку целый день, упрямо игнорируя, как она задевает шею, когда я поворачиваюсь то так, то этак. Иногда я носила ее вначале дня, после чего кидала футболку в стиральную машину, и с облегчением вздыхала, надевая что-то более удобное. Ту футболку, с которой нормально срезали ярлычок.

    Это продолжалось годами. Я носила футболку с ниткой, несмотря на то, что из-за нее шея чесалась и горела, и потом я весь день бессознательно тянулась к воротнику. Я носила футболку до того дня, когда я наконец признала, что никогда не привыкну к нитке. Когда я положила гавайскую футболку в мешок для пожертвований, мне казалось, что я признаю поражение. Нитка - такая маленькая, что ее невозможно заметить - одержала надо мной верх.

    И, как вы, наверное, догадываетесь, из-за того как я рассказала что несколько лет пытала себя футболкой, я могу терпеть серьезный физический дискомфорт. Я могу заставлять себя очень долго терпеть боль и усталость. Я могу выдержать еще одну сессию в тренажерном зале или нести тяжелую сумку до тех пор, пока не начну очень тяжело и прерывисто дышать.

    Но эта нитка… это было нечто совсем другое.

    Только после того как я узнала о сенсорной чувствительности и о расстройствах сенсорной обработки, я поняла почему я так и не смогла приучить себя к этой нитке. Или к ярлычкам на одежде, или к кружевным ниткам, или к другим вещам из длинного списка тактильных раздражителей. И, что еще более важно, я поняла, что не обязана себя к этому привыкать.

    ОСНОВЫ СЕНСОРНОЙ ЗАЩИТЫ.
    В нашем мозгу есть функция, которую можно назвать сенсорной защитой или сенсорной фильтрацией. Мне нравится визуальная метафора - я представляю себя ворота. «Ворота» всегда открыты для приема нужной сенсорной информации, но когда туда поступает ненужная информация, ворота закрываются. Наш мозг постоянно корректирует, когда «ворота» открыты, а когда - закрыты. Например, когда я сижу здесь и набираю этот текст, я слышу лай собаки в коридоре, сирены на улицы, звук капель, ударяющихся по стеклу, и автомобили, проезжающие по дороге по этой чертовой металлической пластине. Все эти звуки не имеют ко мне никакого отношения. Мозг большинства людей заметил бы отсутствие смысла, и закрыл бы «ворота», чтобы человек не отвлекался на бессмысленные звуки.
    Фактически, «типичному» человеку пришлось бы перестать печатать и специально прислушаться к этим фоновым звукам для того, чтобы их услышать. А мой аутичный разум в принципе их не фильтрует, так что когда я пишу этот пост, он выдает нечто вроде: «а, это дождь… как же достала эта собака… сегодня утром больше машин… наверное, это полицейская машина или скорая помощь».

    И при этом я продолжаю писать! Я обращаю внимание на звуки не между предложениями, и не во время перерывов. Это постоянный, параллельный поток сознания. Звучит по-чудному, правда? И при этом люди говорят, что у нас проблемы с многозадачностью.

    И это только один поток сенсорного восприятия. Мы постоянно подвергаемся подобной бомбардировке незначительной сенсорной информации и через другие каналы восприятия - мы воспринимаем это через наши глаза, нос, рот и кожу. Мы воспринимаем миллионы сенсорных раздражителей в секунду. Типичный мозг их отфильтровывает, отбрасывая тысячи кусочков общего сенсорного фона, и допуская только самую необходимую информацию.

    Обработка сенсорной информации - сложный процесс, и не до конца понятно, как она происходит - особенно как она происходит в аутичном мозгу, но вот простое объяснение: после того как в первые «ворота» попадает кусок сенсорной информации, он передается в другие зоны мозга для анализа и реакции. Сенсорная фильтрационная система может передавать информации либо в префронтальную кору, которая отвечает за принятие решений и сложное поведение, либо в лимбическую систему, которую часто называют эмоциональным мозгом, и которая к тому же несет ответственность за систему «бежать или сражаться» в ответ на неминуемую опасность.

    Сенсорная фильтрационная система, система по принятию решений и «эмоциональный» мозг работают сообща, посылая и получая сообщения друг от друга, и именно на этом основана наша система сенсорной обработки (Подробнее о том, как это работает, вы узнаете в следующем разделе).

    Аутичный мозг фильтрует входящую информацию, но, похоже, ему сложно определять приоритеты. Сенсорная информация, которая попадает в наш мозг, является смесью релевантной и не релевантной информации. Каким-то образом наш мозг не только позволяет незначительной информации пройти через эти «ворота», и помечать ее для обработки, а еще и не может расставить корректные приоритеты для этой информации. В результаты фоновый шум для меня звучит так же громко (или даже громче), как и разговор, в котором я стараюсь участвовать.

    НЕТИПИЧНАЯ СЕНСОРНАЯ ОБРАБОТКА.
    Нетипичной системой сенсорной обработки обладают большинство аутичных людей. Это отмечено в критериях диагностики аутизма по DSM-5, куда после пересмотра внесли пониженную или повышенную сенсорную чувствительность как один из вероятных симптомов РАС.

    Причина нетипичного сенсорного восприятия до конце неизвестна. Мы видим, как выглядят типичные и нетипичные системы сенсорной обработки, но не знаем причину этих отличий. Есть убедительные теории, что эти отличия нейрологические, то есть мозг человека с типичной системой сенсорного восприятия и мозг человека с нетипичной системой сенсорного восприятия буквально устроен по-разному

    Понятия не имею, какие именно отличия в моем мозгу отвечают за нетипичное сенсорное восприятия.

    Я не могу точно сказать, что проблема в этих самых «воротах», или что проблема с отсутствием торможения ненужной информации, или в обработке или в приоритизировании или что проблема связана с фильтрацией, или что она связана с обратной связью. Чем больше я читаю о нейрологических особенностях работы сенсорной системы, тем больше я нахожу возможных причин, по которым она может работать неправильно.
    Наверняка я только знаю, как это нетипичное восприятие ощущается.

    Из того, что мне известно, я могу сделать вывод, что у нейротипичных людей система сенсорного регулирования похожа на своеобразную душевую головку, которая может регулировать температуру, давления и то, как будет течь вода, пока она не потечет в правильном направлении. С другой стороны, у людей с нетипичной системой сенсорного восприятия, эта система похожа на пожарных гидрант. Мы получаем очень много информации, и воспринимаем ее сразу, в одно и то же время. Регулирование этого потока информации варьируется от сложного до невозможного, или до совершенно непредсказуемого.

    И вот почему несмотря на все мои попытки, я так и не смогла привыкнуть к нитке на той футболке. Сенсорное восприятие этой нитки было похоже на пожарный гидрант, и никакие попытки «привыкнуть» не могли этого исправить.

    _____
    На русский язык переведено специально для проекта Нейроразнообразие в России.

    Аутичные люди имеют трудности с фильтрованием или модуляцией сенсорного входа, что делает определённые разновидности сенсорной информации непереносимыми. В точности тот же сенсорный вход может никак не влиять на обычного человека, поскольку его сенсорная система фильтрует или модулирует вход до приемлемого уровня.

    Сенсорная перегрузка имеет как эмоциональные, так и физические следствия. Избыток сенсорного входа может вызывать тревогу, страх, панику и чувство беспомощности, что часто ведёт к отключению или истерике. Физически сенсорная перегрузка может вызвать что угодно, от недомогания до невыносимой боли.

    Существуют способы снизить воздействие сенсорных триггеров из окружающей среды. Дома или в местах, которые мы часто посещаем на дню, важно модифицировать окружение так, чтобы убрать или ослабить триггеры. При посещении публичных мест многие аутичные люди носят сенсорный аварийно-спасательный комплект, содержащий такие предметы как солнечные очки, наушники с шумоподавлением и безделушки для стимминга.

    Сенсорные чувствительности есть у большинства аутичных людей, но их типы и интенсивность сильно варьируются от человека к человеку. Как правило, имеются одно или два чувства, которые особенно восприимчивы, а другие умеренно восприимчивы.

    ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ К СВЕТУ

    Наиболее распространённая форма чувствительности к свету - чувствительность к флуоресцентным лампам. Не только потому, что флуоресцентные лампы издают низкий гул - их яркость склонна мерцать. Свет, который они дают, может быть резким и чрезмерно интенсивным. Аутичные люди часто находят трудным сконцентрироваться в комнате, освещённой флуоресцентным светом. К несчастью, большинство школьных классов, офисов, рабочих мест и магазинов имеют флуоресцентное освещение, так что его трудно избегать.

    В идеале, замена источника света на более холодный, менее яркий тип освещения или использование преимуществ естественных источников света - лучший путь снизить влияние чувствительности к свету. Когда это невозможно, иногда помогает ношение в помещении солнечных очков. Моя чувствительность к свету умеренная, так что я применяю только несколько адаптаций: ношу солнечные очки снаружи (особенно при вождении), выбираю жилые и рабочие места с максимально возможным естественным освещением, чтобы убрать необходимость в искусственных источниках света в течение дня, и смотрю телевизор при мягком свете в комнате, чтобы понизить резкость экрана.

    Чувствительность к свету может быть крайне серьёзной. Визуальная перегрузка, особенно от ярких и мерцающих источников света может вызвать тошноту, головную боль, боль в глазах, головокружение, дезориентацию и даже эпилептические припадки.

    ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ К ЗВУКАМ

    Я перестала спрашивать людей, "Вы слышали это?", когда вздрагиваю от какого-то неожиданного слабого звука. Ответом неизбежно является "Нет". Аутичные люди склонны иметь очень чувствительный слух. Я не только слышу, как люди разговаривают в квартире сверху, я могу воспроизвести весь разговор. В ресторанах мой мозг автоматически отслеживает разговоры у всех окрестных столиков, делая проблемой концентрацию на том, что говорится у моего собственного столика.

    Наш слух представляется не только слишком чувствительным - нам трудно его отключить. То, что мозговые фильтры большинства людей отфильтровывают как бесполезный фоновой шум, аутичный мозг регистрирует в постоянном потоке входящих аудиоданных, который невозможно игнорировать. Не то, чтобы я хотела услышать как человек по соседству со мной в библиотеке жуёт жевательную резинку, и печатает, и дышит - но я не могу не слышать этого.

    Этот вал звуков часто приводит к сенсорной перегрузке в общественных местах, особенно в переполненных общественных местах, вроде магазинов, ресторанов или общественного транспорта. Он также затрудняет отслеживание разговоров или разбирание речи в окружении, где много фонового шума. Я постоянно вынуждена просить незнакомых людей повторить то, что они сказали. Только после изучения трудностей с восприятием аудиальной информации, я осознала, что я также использую чтение по губам в добавление к слуху, когда доходит до того, чтобы понять устную речь. Если я не могу видеть рот человека, я с гораздо большей вероятностью буду вынуждена просить его что-то повторить.

    Многие аутичные люди находят, что использование наушников с шумоподавлением или наушников-вкладышей, играющих музыку, помогает уменьшить риск перегрузки звуками на публике. Эта стратегия также помогает минимизировать чрезмерно развитый инстинктивный испуг, который распространён у людей с чувствительностью к шуму. Я пугаюсь при малейшем провоцировании. Даже то, что мой муж неожиданно заходит в комнату и задаёт мне вопрос с нормальной громкостью, может заставить меня запрыгнуть на стул и завизжать от неожиданности. Низкие звуки, с другой стороны, не только провоцируют инстинктивный испуг, они могут быть болезненны и вызывать те же физические симптомы, что и чувствительность к свету.

    ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ К ЗАПАХУ И ВКУСУ

    Запах и вкус контролируются химическими рецепторами на языке (вкус) и в носу (запах и вкус). Часто тот, у кого есть чувствительность в одной области, также имеет её и в другой, поскольку когда доходит до еды, наши ощущения вкуса и запаха тесно связаны. Трудно представить поедание пищи, которая пахнет отталкивающе. Часто лишь запах приготовления определённой пищи будет вызывать рвотный рефлекс у человека с чувствительностями ко вкусу и запаху.

    Многие аутичные дети и взрослые придерживаются ограниченной диеты, поскольку они находят так много еды неприемлемой. Для некоторых триггерами являются сильные вкусы или ароматы, тогда как для других чувствительность вызывают специфические категории, такие как цитрусы, томаты или мята. Через эти типы чувствительности очень трудно перешагнуть, поскольку физическая реакция на раздражающие вкусы и запахи может быть неодолимой, делая физически невозможным нахождение рядом с пищей, не говоря уж о её поедании. К счастью, можно приготовить питательные блюда, придерживаясь, если необходимо, мягкой или ограниченной диеты.

    Помимо чувствительности к еде, чувствительность к запахам может простираться на что угодно из нашего повседневного окружения. У некоторых людей очень специфические триггеры-запахи - наподобие мокрой шерсти животных или дезодоранта. Другие чувствительны к сильным запахам, таким как от парфюма, индивидуальных средств ухода, моющих средств или освежителей воздуха. Многие категории чувствительности к запахам трудно избежать в общественных местах, поскольку они как распространены, так и трудно предвидимы. Ношение знакомого предмета с приятным запахом, например, носового платка с запахом ванили или лаванды, - хорошее вспомогательное средство против неожиданных раздражающих запахов.

    ТАКТИЛЬНАЯ ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ

    Тактильная чувствительность, часто называемая тактильной защитой, характеризуется негативной реакцией на тактильные стимулы, которые обычно не рассматриваются как раздражающие большинством людей. Нераздражающие тактильные стимулы, которые раздражают меня, включают: швы (особенно на носках), этикетки; оборки; кружева; синтетику; шерсть; этикетки ; узкие/высокие талии; открытые резинки; строчки, которые я могу чувствовать кожей; слишком открытые воротники; ЭТИКЕТКИ; слишком свободные или бесформенные блузки; и рукава, длина которых отличается от стандартной длины коротких или длинных рукавов.

    Моя тактильная чувствительность также привела к десяткам маленьких причуд, большинство из которых начались в детстве. Мне никогда не нравилось ощущение воды, струящейся по лицу (как ни странно, всё в порядке при лице под водой). Если я ем что-то, пачкающее пальцы, я очищаю их салфеткой после каждого кусочка. Когда моя кожа становится слишком холодной, она зудит хуже, чем от ядовитого плюща. Когда кто-то целует меня в щёку, я немедленно вытираю маленькое влажное пятно с моего лица.

    Считается, что тактильная защита вызывается слишком чувствительными к лёгким прикосновениям рецепторами на коже. У нас также есть глубинные тактильные рецепторы, которые функционируют иначе и, по-видимому, менее подвержены влиянию чувствительности. Поэтому аутичные люди часто гиперчувствительны к лёгким прикосновениям, но желают и ищут прикосновений с сильным давлением. Оккупационные терапевты рекомендуют сенсорные приспособления вроде утяжелённых одеял и накладок на колени, чтобы помочь людям с сенсорной чувствительностью получить давление, которое они ищут. Другие способы получить давление - крепкие объятия и зажатие тела в тесных пространствах.

    ВЛИЯНИЕ СЕНСОРНОЙ ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТИ НА ИНТИМНУЮ ЖИЗНЬ

    Сенсорная чувствительность может оказать большое влияние на интимные отношения.

    Лёгкие прикосновения - разновидность, часто ассоциирующаяся с обольщением и чувственностью - вынуждают многих аутичных людей напрягаться и отстраняться из-за чрезмерной стимуляции. Многие годы моё отвращение к прикосновениям было источником фрустрации. Мой муж не понимал, почему я случайным образом отвергаю его. И это не был вежливый отказ: "Не этой ночью, дорогой, у меня болит голова". Это было очень буквальное: "Не трогай меня", часто бормотавшееся, когда я отталкивала его руки. К сожалению, у меня нет никакого объяснения, почему мне не нравится, когда меня трогают в определённое время или определённым образом.

    Теперь, когда я знаю о сенсорной чувствительности, мы сделали адаптации. Я не думаю, что когда-нибудь буду радоваться лёгким прикосновениям, и мы оба приняли это. К счастью, многие типы сексуальных прикосновений и контакта относятся к сфере сильного сдавливания, что означает возможность иметь приносящую удовольствие сексуальную жизнь, даже если вы страдаете от тактильной защиты. Это может потребовать некоторого терпения и коммуникации, а также немного исследований и экспериментов, но это определённо возможно.

    Другие виды сенсорной чувствительности также могут сеять хаос в спальне. Чувствительности ко вкусу, запаху и текстуре могут сделать определённые виды сексуальной активности неприятными или даже непереносимыми.

    Некоторые вещи, чтобы иметь в виду, когда вы изучаете с вашим партнёром эту область:
    Коммуницируйте. Говорите, что ощущается приятным, а что - некомфортным. В особенности говорите о типах прикосновений или активностей, которые нужно полностью исключить.
    Уважайте сенсорные ограничения. Не предполагайте, что партнёру с сенсорной чувствительностью нужно лишь "привыкнуть" к определённым разновидностям прикосновений, запаха или вкуса. Это может не быть возможным.
    Будьте гибкими. Существует много способов получить удовольствие от секса, некоторые из которых требуют творческого подхода и непредубеждённости.
    Не принимайте это на свой счёт. Если партнёру с сенсорной чувствительностью не нравятся определённые виды прикосновений, это, вероятно, не имеет отношения к тому, насколько хорошо другой партнёр делает это.
    Будьте готовы что-то изменить. То, что о"кей в одной точке, иногда может быть не о"кей в другой. Держите связь открытой.

    Многие аутичные люди чувствительны к текстуре пищи, что является формой тактильной чувствительности. В особенности распространёнными триггерами является пища, которая скользкая, вязкая, липкая, кашеобразная или волокнистая. Чувствительность к текстуре пище может вести к ограниченной диете. Некоторые аутичные взрослые нашли творческие способы перешагнуть через чувствительность к текстуре, в том числе меньше готовя пищу или вообще не готовя и нарезая еду очень маленькими кусочками, чтобы минимизировать количество текстуры, ощущаемой во рту.

    ДРУГИЕ СТРАТЕГИИ ПРЕОДОЛЕНИЯ

    Некоторые оккупационные терапевты верят, что большинство детей из спектра перерастают сенсорную чувствительность. Возможно, те дети, которые получили в детстве оккупационную терапию, да. Я - нет, и судя по публикациям на посвящённых РАС форумах, то же и у других взрослых. К счастью, существуют способы обойти или смягчить чувствительности, а когда такой возможности нет, иногда лучший выбор - просто избегать триггеры, насколько возможно.

    Одна стратегия, которая не рекомендуется - пытаться подавить реакцию на сенсорную перегрузку. В краткосрочной перспективе игнорирование сенсорной перегрузки часто ведёт к отключению или истерике (в зависимости от человека). В долгосрочной перспективе оно может приводить к физическим заболеваниям: головным болям/мигреням, лихорадке, проблемам с пищеварением, болям/напряжённости в теле, чрезмерной сонливости или бессоннице, неправильному функционированию системы контроля температуры тела, утрате аппетита, слабости/потере сознания. Если вы сенсорно чувствительны, "перетерпевание" ситуаций или попытка подавить естественную реакцию вашего организма - вредно для здоровья, как физического, так и душевного.

    Представленный выше материал - перевод раздела "Sensory Sensitivities" главы 7 из книги Синтии Ким "Ботаники, застенчивые и социально неловкие" (Cynthia Kim "Nerdy, Shy, and Socially Inappropriate").

    Понравилась статья? Поделитесь ей
    Наверх